В ряде регионов России, в том числе в Алтайском крае, в Красноярской, Брянской, Белгородской и других областях, приостановили свою работу многие АЗС. При этом ощущается острая нехватка бензина, а марку Аи-95 по наличному расчету вообще не отпускают. Небольшие частные АЗС продают «в одни руки» не больше 20 л. бензина. Практически за сутки во многих регионах стоимость топлива возросла на 5-7 рублей за литр.
По мнению специалистов, такой дефицит стал закономерным результатом воздействия Федеральной антимонопольной службы на нефтяные компании, из-за которого они опасаются повышать цены внутри страны, а рентабельность экспорта повышается. ФАС грозит нефтекомпаниям в случае формального выполнения всех ее предписаний «высшей мерой ответственности». На данный момент признаки топливного дефицита зафиксированы в одиннадцати регионах РФ, и он подбирается уже к Москве.
На протяжении всего 2010 года ФАС буквально терроризировала нефтяные компании предложениями о «согласованных действиях» на рынке нефтепродуктов, а также миллиардными штрафами в сторону нефтяников. Кроме этого, в феврале текущего года Федеральная антимонопольная служба выдвинула, по ее мнению, решение проблемы по недопустимости роста цен. Она предложила каждой компании продажу на бирже 15% от всего объема производства нефтепродуктов. Все основные игроки данное требование выполнили и теперь нефтекомпании подчеркивают, что покупатель определяет направление проданного на бирже топлива. Хотя по данным биржевого обзора «Кортеса», средний объем биржевых сделок компаний, которые достигли 15 %-ной доли биржевых продаж, с начала апреля составляет 1 тыс. тонн. Настолько крупный объем допустим только для очень крупного трейдера, что ставит под сомнение рыночный характер подобных сделок.
Как утверждают эксперты, нестабильность российского рынка обязательно приведет к тому, что регулироваться он будет по «формуле цены», а нефтекомпании этого вряд ли хотят. Однако никакое государственное регулирование не изменит простейшую логику: при розничной цене за литр Аи-95 в 23,5 рублей и его биржевой цене в 22,6 рублей на долю всех участников цепочки от производителя до продавца (АЗС) приходится только 4% цены.
Поэтому многие крупные нефтяные компании продали за рубеж свои запасы нефти, так как для них это выгоднее, чем обслуживать внутренний рынок.