На рассмотрение российского правительства направлен проект «Стратегия 2020», который в течение полугода разрабатывала 21 экспертная группа. На своих 500-х страницах данный масштабный документ содержит немало радикальных инноваций, с помощью которых, как утверждают авторы, экономика и социальная сфера России смогут выйти на абсолютно новый уровень. Большой отдельный раздел этой стратегии посвящен решению транспортных проблем.
По мнению разработчиков проекта, формированию в РФ современной транспортной инфраструктуры мешают, главным образом, протекционистские меры правительства в отношении автомобилистов. На данный момент 40% государственных расходов на строительство и обслуживание автодорог покрывают сборы с водителей. По сути, автомобилисты – это вторая после пенсионеров группа бюджетной поддержки. Вместе с тем, автовладельцы – это экономически активная и платежеспособная категория, поэтому эксперты считают, что платить за обслуживание дорог они должны значительно больше.
В «Стратегии 2020» предполагается кардинальное изменение самой системы налогообложения автовладельцев. Вместо целого набора разных местных и федеральных сборов предложено ввести единую таксу, напрямую привязанную к километражу пробега. Рассматривается возможность на время переходного периода заложить налог в стоимость топлива, расходование которого тоже зависит от пробега машины.
Действующее на сегодняшний день постановление предполагает постепенное увеличение акцизов на бензин (1 рубль на литр) на протяжении 2012-2013 гг., а в стратегии предлагается увеличить акциз сразу до 7-8 рублей к 2015 году. По расчетам специалистов, в связи со всеми изменениями средняя ежегодная налоговая нагрузка на каждого российского автомобилиста возрастет на 20 тысяч рублей, а на каждого жителя мегаполиса – почти на 50 тысяч рублей.